Дата публикации: 2009-10-30 18:18
Рейтинг статьи: 0
www.manwb.ru/articles/world_today/good_sense/dogs/ — в № 6 за 2009 год в журнале «Человек без границ» (www.manwb.ru), выпускаемом московским издательством «Новый Акрополь» (www.newacropol.ru), вышла статья Юлии Морозовой и Максима Климова «Отдаю долги собакам», это интервью с зоопсихологом Натальей Дмитриевной Криволапчук, читающей авторский спецкурс «Зоопсихология домашней собаки» в Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины, широко известной своими книгами и участием в теле- и радиопередачах на «про животных». Область научных интересов — информационное моделирование интеллекта человека и применение этих знаний к анализу поведения собаки, а также исследование взаимоотношений между собакой и человеком как межвидовых отношений.



«

Однажды я взяла в руки книгу о собаках, открыла и не смогла оторваться, прочла залпом.И сразу очень захотелось поближе узнать ее автора — человека, который посвятил свою жизнь помощи собакам и их хозяевам.Знакомьтесь: у нас в гостях зоопсихолог, автор книг и телепередач о взаимоотношениях человека и животных Наталья Дмитриевна Криволапчук.

— [Корреспондент] Наталья Дмитриевна, как вы стали зоопсихологом?Может быть, это у всех так, но все, что я когда-либо делала в своей жизни, все до мелочей, пригодилось в работе зоопсихолога.Сначала математическая лингвистика в университете, это изучение не конкретного языка, а языкового мышления, то есть структур, в которых может отображаться действительность, а это и есть психическая деятельность. Потом почти 20 лет с компьютерами.Было такое направление — автоматизированная система управления, связанная с моделированием наших собственных процессов мышления.Когда грянула перестройка, я была счастлива, что не защитила кандидатскую по этой специальности: пришлось бы продолжать работу, а в ней по тем временам ничего не двигалось. И мне удалось все мои знания применить к более интересному для меня объекту — к собакам (я уже тогда ими занималась) и кошкам.С другими животными я не работаю, но могу научить методу того, кто знает особенности вида.

Наталия Дмитриевна Криволапчук:



— [Корреспондент] Вас как будто вела судьба...А вы верите в судьбу? Да. Я просто не так фаталистически в нее верю. Я считаю, что судьба — это некий коридор. В нем есть двери в комнаты, диванчики. Наша задача — пройти этот коридор.Но как именно пройти: на какую картину заглядеться, в какую дверь заглянуть, на какой диванчик присесть, идти ли быстрым шагом, или задержаться, или вернуться назад, — каждый решает сам.

— [Корреспондент] А зачем с этой точки зрения люди и собаки нужны друг другу?Этот вопрос каждый решает для себя сам.Одному кажется, что собака ему нужна для веселья, другому — что для охраны.На самом деле это не так — собака помогает человеку лучше узнать самого себя. У нас очень много общего.И социальные структуры очень похожи, и отношения между индивидуумами. У нас сопоставимы размеры тела и диапазоны сенсорного восприятия.Мы похожим образом видим, слышим, ощущаем этот мир, перемещаемся в пространстве, а перемещения в пространстве очень важны и влияют на общее отношение к миру.Поэтому мы так дружны.Поэтому собаки становятся выражением всех противоречий и конфликтных ситуаций в человеческом обществе.Я заметила, что, например, у нас в Питере всякие страшилки про собак, которые чуть кого-то не загрызли (потом выясняется, что никаких серьезных травм человек не получил), оживают тогда, когда происходит что-то не очень понятное в обществе. По сути, всего нужнее мы друг другу для познания самих себя.И нам они нужны, и мы им для того же!

Преподаватель зоопсихологии Наталия Дмитриевна Криволапчук:



— [Корреспондент] Если предположить, что у каждого живого существа в мире есть своя задача, то у собак она какая?Их задача вернуть нас к тому, что я понимаю как истинную духовность, к реальным основам бытия, реальным законам жизни в этом мире.Не к преобладанию формы над содержанием, как сейчас. Не к вере в компьютерную имитацию, например, Большого взрыва, даже не к попытке понять само это явление, а к попытке понять, почему оно произошло и какие законы им управляют.Есть такой закон в теории больших систем: изнутри системы ее верхние уровни познать невозможно.Поэтому мы не можем познать Бога.Возможно, собаки до конца не могут познать нас.Но это не значит, что нельзя понемногу понимать, шаг за шагом.Причем каждый открывает тот аспект, который ему нужен.Помните притчу о слоне, которого ощупывали пятеро слепых?Обычно ее приводят как пример неправильного сознания, неверной методологии.А на самом деле, когда речь идет о чем-то большем, чем наша жизнь, — это единственное, что мы можем делать. И пусть для одного Бог будет веревкой, для второго лопухом, для третьего колонной, это к лучшему!Потому что эта колонна сейчас нужна человеку, который в ее образе нащупал Бога.И собаки нам тоже помогают в этом, они нас воспитывают больше, чем наши собственные дети. Я люблю думать об этом.И всем, что делаю для собак, я отдаю им долги. Они мне столько дали!Я просто не могу остановиться, не умею останавливаться.Хочется сделать еще, еще и еще.И этому меня тоже научили собаки.

— [Корреспондент] Что бы вы сказали человеку, который собирается завести собаку? О чем необходимо подумать, чтобы у собаки была счастливая судьба?Собака — это существо, не располагающее к созерцательности, к пассивности.Если вам неинтересно гулять с собакой, если неинтересно наблюдать за ее реакциями на происходящее и самому участвовать в этом, не надо ее заводить.Так же как если вам собака интересна с точки зрения медалей...Собака не способ удовлетворения амбиций.Вот, наверное, две главные стороны, которые не позволяют дать что-то собаке.Мы можем что-то дать собаке, если ее уважаем, если видим в ней живую душу, а не объект наших не всегда правильных чувств. А дальше вопрос — какую взять собаку, какую породу?Потому что иногда человек разочаровывается в породе и потом в собаках вообще, говорит: «Не нужны мне эти собаки». Бывает, что человек общался с одной породой, потом берет другую, ожидая копию предыдущей, и начинаются проблемы взаимопонимания.



— [Корреспондент] И к сожалению, нередко люди бросают собак.Больно смотреть на всех бродяжек, которые ищут человека-друга и продолжают надеяться. . . Выбрасывают собак по самым разным причинам, но 99 из 100 этих проблем можно решить, если знать, что делать.Причем важно не устранять причину, а решать проблему.Это — основная задача зоопсихолога. Другая задача — помочь собакам, которые сами пропадают.Очень многие собаки боятся петард, салютов, не стоит брать с собой собаку на шумное гуляние, где много народа.Потерявшихся собак тоже можно вернуть, ведь убегают они от стресса, и самое печальное, что, как правило, могут находиться где-то рядом с домом.Собака знает дорогу домой, она ее не забыла.Но этот сильнейший стресс не дает ей пуститься в обратный путь: зверю кажется, что, как только он пойдет обратно, его опять настигнет это ужасное несчастье.Но эти случаи тоже можно предотвратить, даже известно как. Еще проблема — собаки, рожденные на улице.Их зачастую и в дом-то не завести.Говорят, иногда собака сама подходит, словно просит, чтобы ее взяли. . . Но через некоторое время она вдруг отказывается возвращаться с прогулки, не слушается хозяина.У нас был случай — одна дама взяла собаку, рожденную и выросшую на улице. Через две недели пес ни в какую не хотел возвращаться домой, его затаскивали в квартиру силой.Я долго уговаривала даму вернуть собаку в привычную ей среду, и мы нашли компромисс — собака жила на газончике возле дома, дама ей носила поесть, время от времени они вместе гуляли, даже на поводке, и собака потом возвращалась на газон.

— [Корреспондент] Наверное, корень всех проблем, которые приходится решать, — в отношении человека к природе, в том числе и к собакам.Как его поменять?Знаете, чем отличаются собачники от несобачников?Лютые несобачники — это ксенофобы, они не терпят собак, потому что те не такие как они, и не терпят собачников, потому что те не такие, как они. Между людьми тоже много непонимания.И если что-то менять, то милосердие человеческое пытаться будить...



Двадцать лет моей практики меня убедили, что на каждую Марью есть свой Иван: любой человек может найти свою собаку, и любая собака, даже «бракованная», дворняжка несчастная, покалеченная, может найти своего человека.Сейчас очень много говорят о приютах для собак, но приют должен быть местом серьезной зоопсихологической работы.Во-первых, здесь человеку важно помочь выбрать ту собаку, которая нужна именно ему.По большому счету есть два преобладающих типа уличных собак: овчароидно-лайкоидные и болонко-терьеры, иногда пудели.Одни более крупные и активные, а другие более мелкие, из разряда собак-компаньонов.И хотя бы это нужно учитывать, а не по размерам жилплощади собаку выбирать и не потому, что она должна месяц в году во время отпуска охранять дом.Ведь кроме этого месяца есть еще 11, когда ты будешь жить с ней в городе и не знать, что с ней делать.При этом учитываются все возможности человека, и практические, и психологические, и его собственная конфликтность, возможно скрытая, которую он охотно передоверяет собаке.Исходя их всего этого, нужно выбирать ту собаку, которой человек не повредит, которую не подставит под выстрел милиционера.То есть проблемы очень большие, и обычные психологи тоже должны принимать участие. Кроме того, приюты должны быть центрами реабилитации, где специалисты смогут помочь собаке не только преодолеть стресс, из-за которого она попала в приют, но и стресс от пребывания в самом приюте: тюремные условия еще никому не помогали. Поэтому у нас очень много работы.Я охотно сотрудничаю с приютами.И если в городе будут возникать какие-то мероприятия, нацеленные на улучшение жизни людей и собак, я всегда готова участвовать.

Наталия Дмитриевна с Джи-Джи:



— [Корреспондент] В чем смысл воспитания собаки? О чем нужно всегда помнить ее хозяину?Самое главное — уважать собаку и не пытаться извлечь из нее максимум: «пусть терпит все, что мне придет в голову». И еще доверять ей.Есть разные крайности.Один собачку опекает и боится, когда она лишний раз в лужу ступит.Это вредно.Уважай свою собаку настолько, чтобы понимать, что в луже нет смертельной опасности, должно же живое существо быть самостоятельным!Если собака активная, крупная, то можно услышать и такое: «О боже, моя собака повернула голову к прохожему, она ненормальная». Собаку надо уважать, потому что она нормальное живое существо, которое должно приспосабливаться к окружающей реальности. Вторая крайность, когда собака подавляется, когда от нее все время ждут какой-то каверзы, не уважают ее. Тем самым ограничивается сфера общения с собакой — с ней уже не пойдешь в гости, не поедешь лишний раз погулять в лес. Поэтому главный вектор в общении с собакой и в воспитании ее — это доверие и уважение, но одновременно и создание условий для того, чтобы она могла доверять хозяину.Если собака не будет знать, чего ты от нее требуешь, как она может быть хорошей?Еще одна фраза, которую мне часто приходится произносить: «Хорошим имеет смысл быть тогда, когда ты можешь на что-то повлиять». А если тебя, что бы ты ни делал, все равно целуют или все равно ругают, то какой смысл понимать, как себя вести, для чего учиться?Это основное, а остальное уже вторично.

— [Корреспондент] Бывают случаи, когда собака сама находит своего хозяина.И между ними устанавливаются особые глубокие узы...Случаи бывают очень разные.Да, спонтанный контакт есть.И со щенком такое может быть.У меня такое бывало, у других людей тоже.Но этот спонтанный контакт может случиться раз в жизни, а может не случится вообще.

Книги Н. Д. Криволапчук:
— «Всё о любимой кошке» (комплект из 2 книг + CD-ROM)
— «Зверь, с которым Вы живете.Диалоги о собаках и кошках»
— «Кто в доме собака. Как правильно понять и воспитать собаку»
— «Милее кошки зверя нет!» (+ CD-ROM)
— «Прикладная психология собаки»
— «Собака + целитель.Как воспитать домашнего доктора»
— «Собака, которая любит»
— «Собака, которой не нужно бояться»
— «Школа хорошей собаки. Самоучтель для правильных хозяев» (+ CD-ROM)



Одна моя подруга — ее собака ушла, как и все, — до сих пор ждет свою собаку. Но когда я ей говорю: «Вот эта могла бы быть твоей» и вижу, что собака на самом деле могла бы вытащить ее из проблем, — подруга отворачивается: «Нет, это не то, что у меня было тогда». Как в притче: человек тонет, приплывает лодка, а он говорит: «Не надо, меня Господь спасет». Вертолет пролетает — «Не надо, меня Господь спасет». А потом Бог ему говорит: «Слушай, я тебе лодку посылал и вертолет.Что тебе еще надо было? »

Чем причудливее ситуация, в которой к нам собака пришла, чем спонтаннее наше решение взять ее, тем вернее, что это собака нашей судьбы. Есть в нашей практике ситуации, которые ни один романист не придумает.И часто бывает, что мы начинаем работать с проблемой собаки, а заканчиваем задушевными разговорами с человеком.

— [Корреспондент] Бывает, что из большой любви человек очеловечивает собаку...Люди по-разному относятся к собакам. Иногда находят в них отдушину, иногда способ удовлетворения каких-то своих собственных потребностей, — пусть так, главное делать это с умом, не вредя собакам.Я все что угодно приемлю, кроме вреда. Но если человек хочет, чтобы собака перестала быть собакой, это страшно.Не надо очеловечивать собаку!Она, конечно, займет свое особое место в душе человека.У собаки в сердце человека свое место, у его близких и друзей свое, и они не перекрывают друг друга. А очеловечить собаку — значит потребовать от нее, чтобы она жила по законам человека. Это вредит собаке больше всего.Ну, попробуй сам стать собакой, если считаешь, что собака может стать тобой. Если походить на четвереньках, не только мышцы будут болеть, голова закружится, потому что ты видишь предметы не в том ракурсе. Такие простейшие вещи в голову людям не приходят.Очень часто и у очень многих во всем виноваты собаки.Чем меньше человек склонен признавать свои ошибки, тем больше во всех бедах, связанных с собаками, будут виноваты собаки: или его собака плохая, или порода, или все собаки плохие.И человек отказывается от своей собаки, отдает ее в приют...И чем больнее ему далось это решение, тем настойчивее он будет потом доказывать, что он прав, что все собаки — это бич божий.Для него это будет самооправдание.

— [Корреспондент] Чему вас научили собаки?Во-первых, они меня научили не жить «про запас», не додумывать кучу всяких неприятностей.Наверное, они помогли мне выстроить основную систему ценностей, отбросить что-то наносное.А самое главное — понять, что я вправе быть сама собой.Пышно звучит, я не склонна к таким вещам, но на самом деле это так. Собаки помогли мне понять: нужно делать что должен, и пусть говорят, что хотят. То, чему научили меня собаки, можно выразить в простой фразе: «Переживать по поводу неприятностей нужно пропорционально тому, на какое время они осложнят твою жизнь», незачем держаться за ушедшие неприятности.

— [Корреспондент] Скажите, а кто вам близок по мировоззрению, кто в вашей «компании для души»?

Декарт в моей компании.Хотя его последователи, которые достаточно плохого в науке натворили, в другой компании.Несомненно, Платон, Сократ. В моей компании Паскаль и Лейбниц.Это, наверное, самые главные.Меня долго уговаривали, что я буддистка, но в буддизме есть то, чего я никогда не пойму, — это отказ от реальной жизни.Ведь восьмеричный путь — это, по сути, пошаговое отвержение всего, что есть в жизни.Хотя бы поэтому я не буддистка.Мне ближе теория, которая наиболее ярко выражена у масонов, в их степенях посвящения.На каждой степени посвящения человек получает новые знания, новые возможности приобретает. А две последние степени, 32-я и 33-я, отличаются только одним — возвратом в мир.Эта идея мне ближе: мудрый человек не просто уходит куда-то туда, а возвращается в реальную жизнь уже обогащенный.Самая большая аскеза — оставаться в миру.Гораздо проще, если ты к этому склонен, удалиться на заболоченный островок и там жить в скиту, ни с кем не общаясь: меньше поводов для соблазнов.Вспомнилась Цветаева: «Я знаю правду, все прочие правды прочь. Не надо людям с людьми на земле бороться». Вот это для меня и есть жизненная мудрость.

— [Корреспондент] В наше время людям все сложнее доверять друг другу.Я каждый раз испытываю благодарность собакам, потому что они несмотря ни на что доверяют человеку...



Для меня это пробный камень для самого человека.Если собака не перестает ему доверять, значит, он последователен, понятен, естественен в своем поведении, в своих поступках.Да, есть собаки, которые к этому больше расположены, например, овчарки очень легко отсеивают все наносное, сиюминутное, словно говорят: «Мы знаем, какой ты на самом деле». Но этому же могут учиться и другие собаки, которые немного более, казалось бы, прямолинейные и даже в чем-то ограниченные. Это как раз и есть пробный камень для человека, для хозяина: если он понятен своей собаке, значит, ему можно доверять. Мы доверяем кому?Тому, кого понимаем и чье мнение, чьи поступки и слова можем предсказать. Жить постоянно на пороховой бочке невыносимо.Вопросы задавали Юлия Морозова и Максим Климов

Контакты Н. Д. Криволапчук
Эл. почта: [email]geerolf@yandex.ru.Телефон:[/email] 8 (812) 272-15-07 (лучше звонить с 10:00 до 13:00).
Мобильный телефон: 8 (921) 755-56-07.
«Я готова сотрудничать и в виде форума. Сейчас я завела „ВКонтакте“ группу „Собака как она есть“, — это для тех, кому интересны всякие нетривиальные вопросы, и группу „Ветеринарная психоневрология“ — для медицинских вопросов». Н. Д. Криволапчук

»

Обсудить статью на форуме

Похожие статьи

>Питомник неополитанских мастифов Натальи Родионовой (3298)
>В мае 2009 года эстонская мультипликационная собачка Лотте появилась в книжке на русском языке (10831)
>Американский римейк истории про собаку породы акита-ину «Хатико: Самый верный друг» («Hachiko: A Dog's Story», 2009) (16346)
>Статья Н. Д. Криволапчук «Психология выставки» (2000 г., журнал «Бордоский дог», С-Пб) (5330)
>Статья Н. Д. Криволапчук «Скажи мне кто твой пёс, и я скажу, кто ты» (2006 г., журнал «Pets!» (6153)